Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Литературная деятельность

     Благодаря усилиям матери, я научился читать с раннего возраста, пристрастившись к занятиям литературой и занимаясь сочинительством все школьные годы. С детских лет и по настоящее время ведет дневники, многие записи из которых используются впоследствии при создании литературных произведений.  Публиковать в местных газетах как журналистские материалы, так и рассказы стал с 14 лет. Через год вступил в областное творческое объединение «Рифма», где познакомился со многими будущими коллегами по литературному цеху (руководитель – член Союза писателей СССР, корреспондент ТАСС Юрий Леднев). В девятнадцатилетнем возрасте представил в Вологодское областное отделение Союза писателей СССР 600-страничную машинописную рукопись романа «Потерянный сфинкс», и стал «вхож» в знаменитую в стране писательскую организацию, известную именами Николая Рубцова, Василия Белова, Сергея Орлова.


    Рукопись вызвала противоречивые и неоднозначные отзывы. Однако автора приметил Василий Белов, который был одним из руководителей областного семинара молодых авторов. И вскоре в областной газете «Красный Север» выходит небольшая статья маститого писателя, посвященная итогам мастер-класса, с добрыми и обнадеживающими словами в адрес О. Ларионова (16 декабря 1979 г., № 288). Позднее, по словам прозаика Сергея Багрова, на одном из писательских собраний В. Белов сказал: «Ларионова нужно принимать в Союз писателей не тогда, когда станут выходить его книги, а сейчас, когда он воспринимает мир своих героев искренне и честно».

 

    В это же время О. Ларионова в числе троих делегатов направляют в Ленинград на многодневную конференцию молодых писателей Северо-Запада России, проходившую во Дворце молодежи; здесь он знакомится с ленинградскими писателями и издателями. Вступительную статью к литературным материалам О. Ларионова, опубликованным в «Вологодском комсомольце» и представляющим автора широкой аудитории, готовит критик Василий Оботуров. Несмотря на определенную строгость в оценке творчества молодого литератора, критик в качестве позитивного момента отмечает душевную непосредственность и исповедальность прозы О. Ларионова. Положительные рецензии на произведения О. Ларионова в разное время пишут поэт Александр Романов, писатели Василий Елесин и Сергей Багров (Вологда), Николай Журавлев (рецензент Северо-Западного книжного издательства, руководитель Архангельского отделения Союза писателей СССР в 1973-1990 гг.). Член Союза писателей СССР, поэт и литературовед Александр Швецов в своей статье «Поймет ли он, чем ты живешь?..» (журнал «Север», №8, 1987 г.)  называет Олега Ларионова «одним из самых талантливых молодых прозаиков России».


    Рецензенты обращают внимание на поэтичность мировидения автора, романтичность восприятия, глубокий психологизм, невыдуманность героев, отсутствие подражательности какому-либо модному литературному кумиру (подобной подражательностью и шаблонностью очень часто грешат начинающие).

 

Более подробно об этом периоде своей творческой биографии автор рассказывает в очерках «Дух и романтика комсомола» (Олег Ларионов)/ Проза.ру и «Мне нужен такой дедушка» (Олег Ларионов)/Проза.ру - последний посвящен воспоминаниям о В. Белове.

 

     Несмотря на определенную опеку советского государства, проявляемую в отношении творческой молодежи, путь к книжным изданиям оказался очень нелегким (о злоключениях рукописей писателя посетовал читателям в вышеупомянутой статье «Поймет ли он, чем ты живешь?..» А. Швецов).

 

    Первые публикации в коллективных сборниках появились только в конце 1980-х годов, то есть когда автору уже было под тридцать. Первая книга, повесть «Пепел», выходит еще в СССР в 1990 г. в Ленинградском отделении Ордена Трудового Красного Знамени издательства «Художественная литература». В том же году выпущена со вступительной статьей подборка из девяти рассказов «Белый лист» в коллективном сборнике прозы «Под Большой Медведицей», своеобразная «книга в книге» (Архангельск, Северо-Западное книжное издательство, 1990 г.).

 

     В случае с публикацией повести «Пепел» писатель становится первопроходцем в Вологодской области: книга выпускается за счет средств автора, и весь пятитысячный ее тираж выдается ему на руки. Автор весьма успешно распространяет ее в Вологде, Череповце, Ярославле, раздает автографы (в ту эпоху такой книжный бизнес был вне конкуренции). На вырученные деньги О. Ларионов издает и распространяет еще две книги – сатирическую повесть «Восхождение Президента» (о только еще нарождавшейся криминальной советской буржуазии) и сборник сатирических рассказов «Вести из страны дураков». Последний мастерски иллюстрирует талантливый художник Михаил Копьев. О необычном для начала 90-х литературно-коммерческом опыте молодого писателя, равно как и о его произведениях сообщают многие местные газеты, и даже – дважды – центральная «Литературная Россия».

 

   В 1994 г. в 35-летнем возрасте О. Ларионова принимают в Вологодскую писательскую организацию, зарекомендовавшую себя весьма притязательными требованиями к кандидатам, высокой «проходной планкой». В советское время подобное достижение обеспечивало профессиональную писательскую карьеру, плановое издание книг с высокими тиражами и гонорарами, позволяющими безбедно жить в течение нескольких лет, гарантировало получение бесплатного жилья, творческие туры за государственный счет, оплачиваемые из бюджета выступления перед читателями и т.д.

 

   С крушением Советского Союза и ликвидацией государственной поддержки литературы и искусства членство в Союзе писателей стало лишь вопросом престижа. О. Ларионов оказался среди того самого «потерянного поколения» тридцатилетних литераторов, едва начавшаяся, внушающая надежды будущая карьера которых оборвалась на взлете без каких-либо перспектив: литературная профессия перестала в стране значить что-либо, госсистема книгоиздания прекратила существование, тиражирование частными фирмами книг не бульварного содержания превратилось в дорогостоящее и убыточное предприятие, авторские гонорары были либо символическими, либо не платились вовсе. При этом тогда еще не существовало интернета, который мог бы послужить альтернативой связи писатель-читатель.


    В тот период прозаик посвящает себя в основном публицистике. Боевое крещение в качестве журналиста он получил еще в конце 80-х годов в газете «Маяк» Вологодского района. В 1987 г. по рекомендации коллектива журналистов его принимают в Союз журналистов СССР. В начале 90-х он работает в газете «Деловая Вологда». С 1994 по 1999 годы (до ликвидации издания) – спецкор областной газеты «Русский огонек» (преемницы «Вологодского комсомольца»), редактор которой – известный поэт Виктор Коротаев).

 

   В 1995 г. О. Ларионов познакомился с владелицей японского издательства «Кобуши Шобо» Казуко Ватанабэ (Токио). Знакомство стало возможным благодаря, Ивану Михайловичу Ларионову, свободно владевшему японским языком. Он прочел книгу японского философа-марксиста Канъити Курода, отца издательницы, «Сны Горбачева», где действия советского генсека по уничтожению СССР, сдаче территорий, демонтажу общества социальной справедливости, его пресмыкательство перед Западом и открытое предательство интересов народа подвергались жесткой критике. Японский философ усматривал в акциях Горбачева и Ельцина не только преступления против Советского Союза, но диверсию против вековых идеалов всего человечества, плевок в сторону гениального наследия мыслителей, боровшихся за ликвидацию эксплуататорских общественно-экономических формаций.

 

    И.М.Ларионов написал на японском языке отзыв о книге и направил его г-же К. Ватанабэ. В последующие годы супружеская чета Ватанабэ неоднократно организовывала в Москве встречи с почитателями творчества К. Курода, в которых принимал участие и О. Ларионов. Ряд его статей был переведен на японский язык, они публиковались в разных сборниках издательства «Кобуши Шобо» в Токио.

 

   Осенью 2010 г. чета Ватанабэ прилетела в Вологду в гости к О. Ларионову ознакомиться с достопримечательностями русского севера. О. Ларионов организовал встречу с вологодскими писателями и журналистами. Своеобразным отчетом о встрече стала статья в журнале «Лад».

 

    О. Ларионов пробует себя как киносценарист. В 2002 г. вологодская киностудия «Десница» снимает по его сценариям несколько документальных фильмов. В 2013 г. автор пишет и публикует полную и сокращенную версии сценария художественного фильма «Чужой Город» по мотивам одноименного романа.


   С 1999 по 2010 гг. О. Ларионов - главный редактор областной газеты «Эхо земли», в которой следует традициям прохановской газеты «Завтра». На эту должность его рекомендовал писатель Василий Белов. За эти годы О. Ларионов сближается со знаменитым писателем, берет у него интервью, помогает с переводами писем, приходившим из-за рубежа. В 2003 г. Василий Белов рекомендует О. Ларионова в качестве представителя Вологодской писательской организации для участия в международной культурной программе по линии ЮНЕСКО.

 

    О. Ларионов редактирует и издает газету «Эхо земли» вплоть до ее закрытия по политическим мотивам в 2010 г. (учредители переметнулось на сотрудничество с компрадорской аристократией и ее политической обслугой).

 

    В эти годы О. Ларионов не оставляет занятия литературой. Несомненной удачей является издание повестей «Дембельский аккорд» и «Пепел» в крупнейшем в Европе издательстве «ЭКСМО» в серии «Русский бестселлер» (Москва, 2000 г.), что приносит автору всероссийскую известность. Именно острый сюжет и беспощадность социального среза повести «Дембельский аккорд» позволяет издателям включить книгу в популярную массовую серию. Однако вдумчивая критика сразу обращает внимание на ее глубинный смысл, абстрагированный от декораций армейской среды – «размышление о природе и внутренней сущности человека, о его стадности и его индивидуализме, об истоках его слабости и его духовной силы» (см. «Отзывы»).

 

   Руководство издательства предлагает писателю заключить договор о постоянном сотрудничестве, но выдвинутые финансовые условия он находит неприемлемыми. К тому же литературная работа под заказ противоречит представлениям автора о свободе самовыражения личности и самой сущности творчества.

 

    В 2008 г. в издательстве «Русь» (Вологда) выходит почти 900-страничный сборник писателя под общим названием «Чужой город». В него входят промежуточная версия одноименного романа, киносценарий по нему, повести «Дембельский аккорд», «Пепел», рассказы, миниатюры, избранные статьи, отзывы о творчестве писателя. Издание снабжено комментариями и многочисленными иллюстрациями.

 

  Потеряв работу, автор трудится охранником на одном из авторемонтных предприятий Вологды. Но вскоре депутаты фракции КПРФ в Законодательном Собрании Вологодской области, хорошо знакомые с политическими убеждениями О. Ларионова по его статьям в газете «Эхо земли», предлагают ему возглавить выпуск областной газеты «Наш голос», единственной из оппозиционных газет, оставшихся в области. С марта 2012 г. по настоящее время О. Ларионов является главным редактором периодического издания. За свою профессиональную деятельность неоднократно подвергался судебным и иным преследованиям.

 

Параллельно на общественных началах О. Ларионов тесно сотрудничает с центральной газетой «Правда». По итогам 2013, 2014, 2015 и 2016 гг. автор включается в опубликованные ежегодные списки лучших внештатных авторов газеты, награждается медалью «100 лет газете «Правда», участвует в мероприятиях, посвященных юбилею газеты, на которых лично знакомится с Г.А. Зюгановым. Газета «Правда», которая практически никогда не печатает литературные произведения, в одном из своих номеров в 2018 г. публикует знаковый рассказ О. Ларионова «Мокша» (см. Проза.ру Олег Ларионов. «Мокша», https://gazeta-pravda.ru/issue/64-30707-22-25-iyunya-2018-goda/moksha/).


   О.Ларионов занимается литературным составительством. Так в течение трех лет он готовил посмертное издание талантливой вологодской поэтессы Светланы Станевич, жизнь которой трагически оборвалась в 2013 г.: спасает многочисленные рукописи ее пронзительных по искренности и глубине чувств стихов от уничтожения, перепечатывает и редактирует их. В 2017 г. он подготовил через издательство «Lulu Press» к изданию том ее стихов и прозы «Прощай и прости меня, Вологда». Формат книги А4, объем более 400 страниц. О. Ларионов написал предисловие «От летящей птицы остается лишь голос или Двоичный код неизбежности», подготовил оформление (на обложке - ансамбль Софийского собора в Вологде), фотографии, комментарии. Кроме того, его статью «О чем стенали колокола» о судьбе и трагедии поэтессы публикует газета «Правда», №119 (30036) 25 – 28 октября 2013 года. См. также: О Светлане Станевич. Двоичный код неизбежности (Олег Ларионов)/Проза.ру.

 

    В 2016 г. писатель размещает часть своих произведений на интернет-портале «Проза.ру», что кардинальным образом расширяет его читательскую аудиторию.

     

     По итогам 2017 г. О. Ларионов становится золотым лауреатом национальной премии по литературе «Писатель года», заняв первое место в основной номинации. Наряду с премией «Поэт года», это самая масштабная в России и русском мире по количеству соискателей премия.

 

    Конкурсный отбор осуществлялся экспертами редакционной комиссии премий на базе крупнейших российских литературных порталов «Стихи.ру» и «Проза.ру», объединяющих на сегодняшний день около миллиона авторов. Отбор номинантов премий проходил на протяжении всего 2017 года. За это время жюри оценило произведения более шести тысяч авторов. В число финалистов вошли поэты и прозаики из 51 региона России, от Крыма и Калининграда до Амурской области и Хабаровского края, а также авторы, пишущие на русском языке, из 11 стран Европы, Средней Азии и Северной Америки. В основной номинации («проза») представлены три призовых места, первое из которых и было присуждено О. Ларионову.

 

    Торжественная церемония вручения премий по итогам 2017 г. состоялась 19 марта 2018 года в Большом конференц-зале Правительства Москвы.  См. Премия «Писатель года» 2017.

 

     Оргкомитет премии, ознакомившись с произведениями О. Ларионова, предложил издать в лауреатской серии его роман «Чужой Город» после доработки и уменьшения объема в соответствии с канонами серии. Ранее в 2008 г. этот роман символическим тиражом печатался в вологодском издательстве «Русь» и в 2013 г. в американской издательской фирме «Lulu Press», Raleigh, North Carolina. Еще раз обратившись к тексту, автор находит прежнюю версию романа достаточно «сырой», часть материала убирает, часть дописывает, и готовит новую, более удачную редакцию. В этой окончательной редакции в 2019 г. в Москве роман выходит в серии «Лауреаты национальной литературной премии «Писатель года», а также размещается на интернет-портале «Проза.ру». По традиции презентация книги проходит в Доме Правительства Москвы в 2019 г.

 

Рассказы О. Ларионова выходят в издании «Антология русской прозы» за 2018 и 2019 гг. (М., ИРСП), где публикуются наиболее значимые авторы современности. Также в 2017 г. интернет-портал «Проза.ру» номинирует О. Ларионова на литературную премию «Наследие» (учредители РСП и Российский Императорский Дом), и один из его рассказов включается в альманах премии.


Оценки творчества

 

В начале литературного пути О. Ларионова на него обращает внимание классик русской литературы Василий Белов (Вологодская областная газета «Красный Север», 16.12.1979 г., №288; 07.12.1980 г., №282), выделяя его среди остальных авторов. Позднее Белов дает ему письменную рекомендацию для участия в международной культурной программе для авторов литературных произведений по линии ЮНЕСКО.

 

Журнал «Север» (№8, 1987 г., А. Швецов, «Поймет ли он, чем ты живешь?») характеризует О. Ларионова, как «одного из самых перспективных молодых прозаиков России».

 

Газета «Литературная Россия» (№1489, 16.08.1991 г., статья «В редакцию поступили») о повести О. Ларионова «Восхождение президента» пишет: «Остросюжетная повесть молодого писателя… способна увлечь даже любителей детективов, которых, кажется, ничем уже не удивишь». В № 1543 от 22.08.1992 г. эта же газета отмечает, что «…повесть написана человеком даровитым и далеко не равнодушным ко всему происходящему», и в то же время подвергает автора критике за литературные штампы и легковесную пародийность.

 

Вологодские областные газеты «Русский север» (06.09.1994 г.) и «Русский огонек» (№38, 23-29.09. 1994 г.), статьи «Испытайте потрясение» и «Сенсации редки, хотя и случаются» определяют выход рассказа О. Ларионова «Крысиный рай» как сенсацию.

 

Оргкомитет национальной премии «Писатель года» в предисловии к роману О. Ларионова «Чужой Город» подчеркивает, что выход романа – «лучшее свидетельство того, что современная русская литература богата новыми талантами, которые предстоит открыть читателям».

 

Заслуженный работник культуры РФ Александр Мосиенко называет роман О. Ларионова «Чужой Город» «одним из актуальнейших произведений последнего времени», а также «жестокой реальностью конца прошлого и начала нового века, реальностью, возведенной до символа». Литературовед считает избранную автором лиро-эпическую форму повествования «единственно верной для подобного замысла». В целом, делясь своим мнением о прозе О. Ларионова, А. Мосиенко полагает, что она, «в отличие от многих широко разрекламированных легковесных опусов, всегда оставляет пищу для глубоких размышлений о жизни и человеке. Ее герои до боли знакомы читателю. Им сочувствуешь, им сопереживаешь. И судьбы их неотрывны от эпохи в ее великих взлетах и позорных падениях. Рассказам, повестям, миниатюрам О. Ларионова присущи твердая детализация, динамика и «голая» правда искушенного наблюдателя, далеко не чуждая философских отступлений и пристального внимания к тайнам человеческой души».

 

Николай Журавлев, рецензент Северо-Западного книжного издательства, руководитель Архангельского отделения Союза писателей СССР (1973-1990) называет О. Ларионова «незаурядным дарованием, поэтом по самой сути мировидения», а литературно-психологический анализ в повести «Пепел» - «фактом искусства».

 

Писатель Сергей Багров в рецензии на повесть «Пепел» размышляет: «У Олега Ларионова главный персонаж показан не только в развитии сюжета, но и во внутренней борьбе с самим собой, когда выясняется состоятельность и мера качеств человека». Манера письма О. Ларионова самостоятельна, «не засорена тенью того или иного широко известного писателя… Такие большие подарки, - резюмирует рецензент, - нынешние молодые писатели дарят читателю довольно редко».

 

Газета «Наша Вологда», 14.09. 2017 г., № 30(570) пишет: «Всероссийский резонанс имела повесть Ларионова «Дембельский аккорд» в серии «Русский бестселлер» − беспощадный очерк нравов, царящих в Российской армии в 90-х годах… Именно это произведение позволило вологодскому критику Андрею Смолину назвать Олега Ларионова последователем литературных традиций Варлама Шаламова, бросившим вызов рафинированному постреализму с его вечной «фигой в кармане», заменив его почти документальной хроникой жизни без прикрас».

 

Член-корр РАХ Валерий Страхов называет повесть О. Ларионова «Дембельский аккорд» «глубочайшим размышлением о природе человека, его стадности и его индивидуализме, об истоках его слабости и его духовной силы» (О. Ларионов, «Чужой Город», М., изд-во РСП, 2019 г., отзывы о творчестве).

 

Известный публицист, член редколлегии газеты «Правда» Виктор Кожемяко в своем отзыве в 2018 г. относит рассказ О. Ларионова «Мокша» к «образцам того, как в предельно сжатом объёме можно выразить большую философскую мысль... Во всяком случае, для меня рассказ… встал в ряд незабываемых и остро волнующих произведений нашей отечественной словесности. Я уже не раз возвращался к нему после первого прочтения и наверняка буду обращаться ещё, наслаждаясь прекрасным русским языком автора. Новых успехов пронзительному таланту сына благодатной вологодской земли!»

 

Лауреат Государственной премии России, сопредседатель Союза писателей России, главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Куняев отзывается об О. Ларионове как об одном из лучших авторов Вологодчины (газета «Вологодский литератор», №1-2, март 2016 г., статья «Все лучшее на сегодняшний день»).

 

Наталия Батурина, зам. директора Череповецкого музейного объединения, отмечает, что в произведениях О.И. Ларионова «сочетаются высокое художественное мастерство и публицистический пафос, лиризм и гражданственность» (сборник «Чужой город», Вологда, «Русь», 2008 г.).

 

Журнал Вологодский лад» характеризует О. Ларионова как «мастера поэтической прозы» (№ 4, 2010 г., с. 172, В. Коричева, «А вот и «Лад» приехал!»), а его творчество (в №3, 2006 г., с. 4, А. Сальников, «Литература и жизнь») – как «серьезную литературу с крепким сюжетом».

 

Подробнее с оценками творчества О. Ларионова можно ознакомиться здесь: Отзывы разных лет о творчестве О.И. Ларионова (Олег Ларионов)/Проза.ру. http://proza.ru/2020/05/20/649